> Коллекция "Орбита 86 - 87"


"...Наиболее заметным в городе в ту пору был фотоклуб «Зеркало», которым долгие годы руководил Евгений Раскопов. Своему делу он был предан беззаветно, хотя стиль его руководства был несколько тоталитарным – он чувствовал себя своеобразным «директором предприятия», где регулярно проходили творческие встречи, отчеты, где выступали фотографы – как «свои», так и приезжающие из регионов страны. В конце восьмидесятых годов «Зеркало» по праву считался одним из лучших фотоклубов России. Раскопов упорно продвигал его на всесоюзной арене, регулярно возил выставки по стране, наведывался в Москву в журнал «Советское фото», куда наиболее активные фотолюбители стекались под крыло Миши Леонтьева, редактора отдела фотолюбительства.

Леонтьев – талантливый человек и большой подвижник, – по несчастью своему, жил неподалеку от площади «трех вокзалов», и в его небольшую квартирку постоянно, порой прямо с поезда, заваливались «фотографические дарования» со всего бывшего Советского Союза. Каждый приезжающий приносил свои работы в надежде опубликовать их на страницах единственного в ту пору фотографического издания страны. Фотографии были разного уровня, но все чаще их авторы перерастали любительский уровень, поднимали все более серьезные проблемы и, самое главное, в массе своей становились все более «социальными». Наступала пора «чернухи» – после долгих лет запрета на публикации снимков, отражавших негативные стороны действительности, подобная фотография уже не могла делаться только в стол. Она требовала зрителя. Естественно, на страницы журнала попадали лишь самые безобидные снимки – Миша, увы, не мог пробить стену цензуры, которая в перестройку сама в одночасье рухнула.

Многие члены питерского «Зеркала» также были социально ориентированы в своем творчестве. Особенно ярко это проявилось в творчестве Сергея Подгоркова, в восьмидесятых создавшего целую галерею снимков «всплывших» тогда на поверхность бомжей, появившихся безработных, просто тунеядцев, словом, типичных питерских люмпенов. Были и другие авторы, которых волновала социальная тематика, но в их творчестве она была не столь очевидна и ярко представлена.

При этом в клубе присутствовала и другая публика, нацеленная на решение чисто художественных или формальных задач. И настало время, когда разным направлениям стало тесно под одной крышей. Клуб «Зеркало» начал распадаться на фрагменты, подобно нашей огромной империи. Толчком к распаду стало возникновение в недрах клуба небольшой компании «иномыслящих», сформировавших группу «ТАК».

В нее вошли Ю. Матвеев, А. Чежин, Д. Шнеерсон и поначалу С. Арсентьев. Когда им задавали вопрос: «А что такое “ТАК?”», – они, посмеиваясь, отвечали, что это ответ на вопрос «Как?». Участники группы не собирались уходить из «Зеркала», а просто планировали организовывать выставки под своей вывеской. Это не устраивало Женю Раскопова. Он был категорически против любой «групповщины». Раскопов (в отличие от руководителей страны), видимо, нутром чувствовал, к чему это приведет, считал подобный поступок предательством, и сторонам так и не удалось прийти к компромиссу.

Не берусь напрямую связывать закат деятельности клуба с «исходом» группы «ТАК», но вскоре после этого клуб постепенно стал терять популярность, а главное, пропала сама необходимость в нем. Что-то надломилось в этом хорошо отлаженном и долгое время стабильно функционировавшем коллективе. Видимо, всему, в том числе и фотоклубу, отмерено определенное время существования. У него, как у любого живого организма, есть время роста, расцвета, время стабильности и время затихания. Закат клубной жизни пришелся как раз на конец перестройки.

На протяжении многих лет питерских фотографов преследовала идея создания некой организации, способной объединить фотографов разных направлений – как профессионалов, так и серьезно работающих любителей. Организация была нужна как некий творческий союз, подобный давно и успешно работавшему в Литве Обществу фотоискусства. Это была тогда единственная в стране организация, занимавшаяся вопросами фотографии, имевшая государственное финансирование подобно творческим союзам. Литовское Общество фотоискусства занималось не только пропагандой фотографии в стране и за рубежом, но и образованием, подготовкой кадров, социальными вопросами. Зарубежная известность прибалтийских фотографов была столь велика, что, когда за рубежом заходил разговор о советской фотографии, то порой оказывалось, что иностранные коллеги слышали лишь о прибалтах.

Попытки создать подобную организацию в Ленинграде постоянно наталкивались на стену непонимания со стороны партийных функционеров. Многочисленные бумаги, где содержались обоснования необходимости подобной организации в Ленинграде, неоднократно клались «под сукно». Одной из таких попыток явилось создание творческой группы «Ленинград» (инициаторы О. Бахарев, В. Никитин, Н. Цехомская). Организаторы группы, наряду с оргработой по продвижению идеи создания подобной структуры, провели несколько выставок (1982, 1986 и 1988) в Ленинградском Дворце молодежи. Группа проводила творческие встречи и отчеты членов объединения, но все попытки трансформации неформального объединения в государственную организацию оказались безуспешными.

На смену клубному движению пришли новые формы организации любителей и профессионалов. Стали возникать неформальные коллективы: Дмитрий Виленский, Александр Китаев, Андрей Чежин и другие в разное время объединяли вокруг себя единомышленников. Возникали своеобразные кружки без определенной программы, интересные для людей, ищущих профессионального общения...".

"Питерская фотография конца ХХ столетия".
Владимир Никитин.
(http://spbsj.ru/new/materialy/118-sovrem... )

Фото 1-5 Чежин Андрей."Ленинградские этюды".
Фото 6-8 Подметин Сергей. "Лицензия".
Фото 9-13 Павел Иванов. "Эхо".
Фото 14-18 Лебедев Пётр. "Ремонт фонтана", "Пушгоры. Масленица", "Ленинград. Бывший собор Иоана Крондштадтского", "Москва. К Ленину", "Москва . 7-00. 1 Мая".
Фото 19-22 Матвеев Юрий. "Стынущее авто", 3 работы, "Пробуждение".

Комментарии

 #

Интересно. Хотя в Питере только наездами бывал)

 
Аватар пользователя Плюсинский_Антон
 #

мнепонравились особо 4 и 8, 2 и 3 тоже ничего. остальное не очень.

 
Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь